Профилактика правонарушений среди школьников

29.10.2020

Профилактика правонарушений среди школьников

 

На наших детей в современной ситуации их развития и взросления оказывают огромное влияние разные негативные факторы, внешние и внутренние, и это влияние еще более усугубляется тем, что они происходят в период подростково-юношеского кризиса. Поэтому, одна из самых актуальных и значимых задач, которые стоят перед педагогами и родителями, - это поиск эффективных путей профилактики личностной, школьной тревожности, конфликтности и агрессивности детей, девиаций в поведении, а также правонарушений среди школьников.

Говоря о возрастных особенностях, нужно напомнить, что этот возраст справедливо считается особым в их развитии. Важность этого периода в том, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

Центральный вопрос развития в раннем юношеском возрасте – личностное самоопределение. Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших подростков устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, оценивать события и явления..

 

Трудный возраст. Почему он считается трудным?? 

1.                  Во-первых, очень важен биологический фактор в развитии подростка. 
В этот период происходит интенсивное развитие всех систем организма, половое созревание, эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторно-двигательного аппарата, наблюдается дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в сердечно-сосудистой системе). Даже если процессы изменения и перестройки организма протекают нормально, подросткам требуется психологическая адаптация к изменениям. Если сроки развития нарушаются, возможны проявления дополнительного эмоционального стресса, особенно у мальчиков с задержкой физического развития или у девочек с преждевременным созреванием.

Как следствие: 

- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

2.                  Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение. Здесь можно отметить характерную для современного юношества особенность: некоторый инфантилизм и непринятие ответственности. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не могут взрослеть, и нередко НЕ ХОТЯТ взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего взрослого мира с его требованиями, проблемами и пр.

3.                  В сфере взаимоотношений с взрослыми также отмечаются серьезные проблемы: происходит «отчуждение» от взрослых: все меньше близости и доверия в отношениях с родителями, демонстративность поведения (скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым), отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то, чего сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл (справедливость, любовь, дружба, искренность).

 

3.                  Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Число детей с эмоциональными проблемами увеличивается, они находятся зачастую в состоянии аффективной напряженности из-за чувства незащищенности, недоверия, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Часто эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.

4.                  В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников наблюдаются проблемы с восприятием больших, серьезных текстов. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, мы здесь говорим об некоем экранно-клиповом восприятии и мышлении.. Но наша культура, глубокие нравственные установки заключены и передаются главным образом через книги и тексты, и, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.

В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом.

Для того чтобы облегчить тяжесть тех трудностей, которые выпадают на долю семьи и школы, мы должны, в первую очередь, быть вооружены знаниями.
 

Что же можно порекомендовать?  

Уважаемые родители!

Взаимоотношения с детьми раннего юношеского возраста складываются лучше, если:  
а) мы никогда не забываем о существовании юношеского максимализма.
б) мы устанавливаем правила и твердо проводим их в жизнь, но не считаем себя непогрешимыми.
г) мы всегда объясняем мотивы своих требований и используем свою власть лишь в меру необходимости.
д) мы не критикуем ученика в присутствии других.

е) мы относимся мудро к срывам в поведении наших детей

ж) мы не забываем основные возрастные особенности ранней юности.

з) пытаемся поставить себя на место ученика – это позволит избежать удара по его самоуважению.

и) мы помним, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.

л) мы контроль преподносим как заботу, а иногда просим совета как у равного или старшего.

м) мы оцениваем в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).Хочу такой сайт

 

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики.

 В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

·                     меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

·                     меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми сталкивается ребенок.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителейВ морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенкаВ семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителейИзлишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

 

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет)    период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2020

Дата обновления: 29.10.2020

Дата публикации: 29.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».