ФЗ №172 от 03.07.2009 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов

Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации от 2009 г., № 29, ст. 3609; "Российская газета" от 22.07.2009 г.)
По cоcтоянию на 19.09.2022 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
Принят Государственной Думой

3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации

7 июля 2009 года

(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ;
от 04.06.2018 № 145-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего
устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя
необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения
исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем
самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных
правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во
взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции Федерального закона
от 04.06.2018 № 145-ФЗ)
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц
(далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества
при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза
нормативных правовых актов) проводится:

нормативных

правовых

актов

(проектов

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным
законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном
Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике,
определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с
настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным
Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим
Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами
соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством
Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по
вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и
муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного,
градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании,
а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов
и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или
муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит
антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации
и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых
федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и
организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных
законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными
государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; (В
редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных
правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их
государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге
их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную
экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых
актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных
правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов,
принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом
органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых
реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами,
организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных
органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

(Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых
реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых
при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции
которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при
мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть введена Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или)
упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации,
которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов,
организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта
нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта
реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.
(Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых
актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в
обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством
Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в
случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении
должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного
правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным
лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в
установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот
акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного
правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного

самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании
соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал
этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть
обжаловано в установленном порядке.
41. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в
случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят
обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых
актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и
организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а
также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении
изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат
государственной регистрации. (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в
случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального
закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению
соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции
Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных
факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 5
1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской
Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и
условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных
законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
11. Не допускается проведение независимой антикоррупционной
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

экспертизы

1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения
(освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного

правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных
в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
(Часть введена - Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны
быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового
акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит
рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией
или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его
получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим
независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда
в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных
факторов.

Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
№ 172-ФЗ

Д.Медведев


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3012) 44-62-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».