Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего
образования ГБОУ «РБНЛИ №1» определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование
общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования ГБОУ «РБНЛИ №1» — обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение
поставленной цели при разработке
и реализации ГБОУ «РБНЛИ №1» основной
образовательной программы начального общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
–
формирование
общей культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;
–
обеспечение планируемых
результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, этнокультурными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
–
становление и развитие
личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
–
обеспечение
преемственности начального общего и основного
общего образования;
–
достижение
планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
–
обеспечение
доступности получения качественного начального
общего образования;
–
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
–
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и
проектноисследовательской деятельности;
–
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
–
использование в образовательной
деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
–
предоставление
обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
–
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды;
–
обеспечение
этнокультурной социализации обучающихся, формирование этнокультурной
идентичности, разватие этнокультурной толерантности.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
В основе реализации основной образовательной
программы ГБОУ «РБНЛИ
№1» лежат
системнодеятельностный, метапредметный
подходы, которые предполагают:
–
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики,
задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
–
переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
–
ориентацию на достижение
цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
–
признание
решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
–
учёт
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при
определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
–
обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего и профессионального образования;
–
разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития.
В основе реализации основной образовательной
программы ГБОУ «РБНЛИ №1» лежит также этнокультурный подход, направленный на
реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирование у
подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического
самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; освоение
ценностей традиционной культуры бурятского народа и других народов,
приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта,
которые обеспечат становление этнокультурной и поликультурной личности,
гражданина России и мира.
Педагогический коллектив школы-интерната
руководствовался следующими принципами к формированию и реализации основной
образовательной программы:
–
Принцип
деятельности, рассматривающий в качестве основного механизма реализации целей и
задач современного образования,
включение ребенка в учебно-познавательную
деятельность.
–
Принцип
целостного представления о мире, реализация которого предполагает формирование
у обучающихся научной картины мира и
личностного отношения к полученным знаниям, а также умение применять их
в своей практической деятельности.
–
Принцип
преемственности, обусловливающий необходимость обеспечения преемственности
между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
–
Принцип
дифференциации и индивидуализации обучения, направленный на проектирование
траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и
возможностями.
–
Принцип
творчества, направленный на максимальную ориентацию обучающихся на творческое
начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой
деятельности (создавать новое, находить нестандартное решение задач, способов
действий, жизненных проблем, творческих продуктов).
–
Принцип
психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой
атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
–
Принцип
вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной
литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе, а
также большую ответственность учителя за конечный результат своей
профессиональной деятельности.
–
Принцип диалога культур направлен на
решение задач этнокультурного образования с опорой становление таких качеств
личности, как этнокультурная идентичность, этнокультурная толерантность,
способность к этнокультурному общению, взаимодействию, взаимообогащению, к
взаимопониманию людей разных национальностей.
Общая характеристика ООП НОО ГБОУ «РБНЛИ №1»
Основная образовательная
программа начального общего образования разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности
при получении начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего
образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную
деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает
требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации основной образовательной программы
начального общего образования, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный
раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а
также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Основная образовательная
программа ГБОУ «РБНЛИ №1» была сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего
последующего обучения.
Начальная
школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
–
с
изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности (при сохранении
значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по
содержанию;
–
с
освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении,
познании, социальном признании и самовыражении;
–
с принятием и освоением
ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей
новый образ школьной жизни и перспективы
личностного и познавательного развития;
–
с
формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
–
с
изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает
черты адекватности и рефлексивности;
–
с
моральным развитием, которое существенным образом связано
с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением
основ гражданской идентичности и мировоззрения.
При разработке ООП НОО ГБОУ «РБГЛИ №1» были учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до
11 лет) черты:
–
центральные
психологические новообразования, формируемые
на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
–
развитие целенаправленной
и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает
формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и
личностного смысла учения.
Основная образовательная программа была сформирована с
учётом специфики образовательной организации в соответствии с п. 18 ФГОС НОО: ГБОУ
«РБНЛИ №1» является национальная школой. Педагогическим коллективом на протяжении более
чем 70-летней историей было создано в лицее этнокультурное образовательное
пространство, направленное на формирование у обучающихся положительной
этнической социализации.
Ядро этнокультурного образовательного пространства лицея
всегда составляли бурятский язык, история и культура бурятского народа. Так, на
углубленном уровне в лицее изучаются предметы: бурятский язык, литература.
Этнокультурный компонент представлен и в содержании программ воспитательной
работы, а также дополнительного образования.