Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы
Описание образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования школы– интерната
№22 разработана с учётом методических рекомендаций федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола
№1/20 от 04.02.2020 г.) и определяет организационно- управленческие
и содержательно-деятельностные компоненты образовательной системы школы, механизм формирования и предъявления ценностно-целевых ориентиров образования
школьников, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок
–
5 лет.
·
Нормативной основой построения ООП по внедрению
федерального образовательного стандарта
в образовательном учреждении являются документы: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от
31.07.2020 г. №304-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644; от 31 декабря
2015 г.
№1577; от 11 декабря
2020 г. №712; Примерная основная
образовательная программа основного общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в
редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г.); Примерная программа
воспитания, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № СП 3.1/2.4.3598-20 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)"; Постановление Главного
государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Программа учитывает
характерные особенности детей школьного возраста,
цен- тральные психологические
новообразования, формируемые на данном уровне образования, организацию здоровьесберегающих условий обучения (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 28 декабря
2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников»).
Программа конкретизирует цели реализации основной образовательной
программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных
представителей);
уточняет
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе
согласованного мнения участников образовательного процесса.
Актуальность программы
с учетом приоритетных направлений в
образовании.
На смену ведущего
при построении и развитии образовательных систем лозунга
«Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Впервые объектом модернизации становится
не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства.
В образовании
требуется осуществить переход «От человека знающего - к человеку умеющему». Это приводит к необходимости смены образовательной парадигмы. Сегодняшняя социальная ситуация
диктует потребность в выпускнике школы как в человеке,
владеющем средствами и способами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы
культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой; создания условий для развития
творческой, саморазвивающейся личности,
способной, реализуя свои личные, индивидуальные запросы, решать проблемы
общества.
«Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени
характерный признак нового социального заказа.
Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию
успеха» в решении учебных проблем
и проблемных ситуаций.
В основу современной школьной модели образования положены такие принципы
деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте
«Образование», как открытость
образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление
лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки
и комплексный характер принимаемых решений.
Образовательная программа
охватывает все сферы образовательной деятельности школы-интерната и учитывает
усиление социальных и гуманитарных аспектов
образования, поликультурную направленность воспитательных программ, программ
дополнительного образования, учитывает интеграцию вопросов здоровья,
формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни. Программа реализует требования по организации коррекционной работы с обучающимися.
По структуре
ООП ОО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, представляющие особенности реализации требований к результатам освоения ООП; описание
системы условий реализации программы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта
и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную
записку, цели и задачи ООП; принципы и подходы к формированию ООП; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного
общего образования и включает
образовательные программы развития
универсальных учебных действий по формированию компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных
технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов; программу; примерные программы отдельных учебных предметов, курсов; программу воспитания и социализации обучающихся; программу коррекционной работы.
Организационный
раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм
реализации компонентов основной
образовательной программы и включает: учебный
план основного общего образования как один из основных
механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы
в соответствии с требованиями Стандарта.